За краткостью никогда не должна теряться ясность, поэтому уясним 2 момента:
- Подводка - выход ди-джея
- Подложка - музыкальный фон, на котором произносят вот ту самую многострадальную подводку.
Зачастую выходы ди-джеев действительно бывают многострадальными, и всё по одной причине: Многие
RDJ не умеют лаконично выражать свои мысли: строят словесные пирамиды
Хеопса и не понимают, что для слушателя это сущий ад. Наверняка,
вам тоже приходилось слышать ди-джеев придумывающих свою речь на ходу,
путающихся в мыслях, повторяющих несколько раз сказанное и вспоминающих
все синонимы мира, чтобы хоть немного отвоевать у эфира время для того,
чтобы подумать над тем, что же сказать дальше или ещё хуже - как из
всего этого словесного винегрета выйти на коду. Фу, кажется, это
предложение закончилось : ) Так вот. Самый верный помощник ди-джея на радио – КРАТКОСТЬ.
Хронометраж подводок линейного эфира.
Учёный подсчитали, что в среднем человек может держать внимание к
новой поступающей информации не более 45 секунд. Если ему будет не
интересна эта информация, он либо отключится, либо расстанется с этим
источником информации навсегда. Вывод: говорим мало, но информативно и эмоционально.
Техники лаконичного разговора
- Говорим не более 30 секунд. Можете меньше –
говорите меньше. Например, анонсирование композиций без нарезок
предполагает вообще 20 секунд. Однако помните: очень многое на радио
зависит от формата вещания и политики радио: безусловно, правило 30
секунд не распространяется на шоу, станции разговорного типа и
интерактивные программы.
- Говорим только после того, как написали свою подводку и отредактировали её
до нужного хронометража. Делайте это постоянно, хотя бы первое время,
пока не овладеете навыком говорить лаконично. Признаюсь, многие опытные
ди-джеи, ни один год работающие на радио, не позволяют себе выйти в эфир
к слушателю, не проговорив подводку про себя.
Что даёт прописывание подводки?
- Вы всегда знаете, с чего начать, к чему прийти и, главное, КАК это сделать.
- Вы не разбавляете суть водой. Написав выход на 45 секунд, вы всегда можете причесать его до 30, а то и 20 секунд.
Личный опыт
На этапе моего становления в качестве радиоведущей, наставник
заставлял меня приходить за день до эфира и писать абсолютно все выходы
на основе плей-листа. После того, как я делала это с мученическим
выражением лица, он приходил и редактировал выходы до безобразных 15
секунд. Что я только не делала : умоляла, кричала, рыдала – в общем всё,
только лишь бы мне позволили говорить так , как мой кумир Катя С…… Это
длилось ровно до того момента, как однажды наставник не включил мне эфир
вот той самой Кати С….. и не сказал: «Запиши за ней, всё, что она
сейчас говорит». Надо сказать, тогда я поняла: лучше меньше, но
качественнее, всё что произнесла на минуту мною обожаемая Катя, я после
редакции свела да 20 секунд. А теперь подумайте: сколько человек
переключило волну за эти катастрофически длинные по меркам радио 40
секунд?
Напоследок несколько профессиональных советов:
- Говорите простыми предложениями. Не
перегружайте свою речь деепричастными оборотами, сложными сравнениями и
3-этажными метафорами. Всё должно быть просто, так, будто вы говорите со
своим другом.
- Один выход – одна мысль. Если говорите о погоде, не
надо вспоминать приезд звезды первой величины в ваш городе и природный
звездопад, который, кстати, сегодня можно будет увидеть. Не путайте
человека. Про свой звездопад расскажете позже, люди хотя бы услышат эту
информацию, а не пропустят мимо ушей.
- Анонсируйте не более 3 песен, даже если в часе
будет невероятное количество распрекрасной музыки. Средняя
продолжительность пребывания современного человека у радиоприёмника – не
более 20 минут. Расскажите слушателю о тех песнях, которые он в своём
бешеном ритме точно услышит. Не нужно вспоминать всех, будто вы диктуете
художнику по титрам (надеюсь, такая профессия есть).
Лаконичная Юлиана Романова :-) Другие статьи по теме "работать на радио":
|