«Web-радио», или «версия радиостанции в Интернете» – сегодня эти
понятия не являются неологизмами для тех, кто хоть как-то знаком с
мировой паутиной. Да и те, кто не прошел еще таинства виртуального
крещения, наверняка знают о том, что их любимая радиостанция имеет свою
страничку где-то в Интернете, адрес которой можно услышать многократно и
в промо-роликах, и из уст ведущих (что-то вроде: «тройное дабл ю радио
точка ру»). И само явление радиовещания в сети уже не относится к
разряду экзотики и становится обязательным атрибутом уважающей себя (и
своих слушателей) станции.
И все-таки парадокс: есть явление, есть (размытое, но все же)
понятие об этом явлении, но до сих пор нет основательного или хотя бы
систематичного его анализа. Можно, конечно, оговориться и заметить, что
сетевая журналистика в целом еще молодая наука. Но, как бы то ни было,
она не стоит на месте, и на данный момент уже существуют серьезные
исследовательские работы в этой области, как в России, так и за рубежом.
И в то же время в большинстве своем исследователи акцентируют внимание
на сетевых газетах и журналах (иногда и называя их «сетевыми СМИ»),
удостаивая web-радио лишь беглого упоминания с формальным описанием либо
же объединяя его с телевизионными сайтами в некое дополнительное
средство промоушна или рекламы.
Противоречивость и неопределенность в понимании интернет-радио
наблюдается и среди самих журналистов и деятелей сети. Одни убеждены,
что в скором времени других форм радио вообще не будет. Вот, например,
одно из высказываний Анатолия Левенчука, консультанта по вопросам
Интернета, (проект "Московский либертариум"): «Уже сегодня, когда
настраиваешься на программу Real Audio и появляются меню из разных стран
мира, можно насчитать примерно 5 тысяч радиостанций с программами
передач и ведущими, которые вещают в Интернете. Жаль, что российских
станций среди них пока немного, но они уже есть. Я убежден, что тот, кто
не "утечет" в эту открывшуюся дырочку, попросту не сохранится. Я даже
не знаю, будет ли это называться сайт, или просто радиостанция, потому
что через некоторое время не будет других средств вещания, кроме
Интернета».
Другие и вовсе пока его серьёзно не воспринимают (А. Носик,
редактор нескольких электронных газет): «То, что мы видим сейчас, к
радиовещанию в Интернете не имеет никакого отношения. Это просто
выкладывание в Интернет радиостанциями своих визитных карточек. Если
радиостанция, которая имеет аудиторию 460 тысяч человек в Москве,
получает через Интернет дополнительно 25 слушателей - то здесь вообще не
о чем говорить. То, что мы видим сегодня в России, это процесс
накопления опыта, ценного и, безусловно, важного. Но это не есть
радиовещание».
Действительно, пока Интернет трудно назвать массовым СМИ, а
потому версии радиостанций в Интернете ещё не являются конкурентами
обычному радио. И все же это нечто новое, требующее отдельных
характеристик, а потому я буду основываться на той точке зрения, что
само по себе появление радио в Интернет является новым этапом в развитии
радиовещания как СМИ. В то же время проходит процесс формирования
нового вида СМИ, отличного не только от радио. И всякое его проявление
представляет собой научный интерес для журналистики и достойно
исследования.
Достоинства Интернета для радиовещания заключены в том, что,
во-первых, Интернет дает возможность проникать туда, куда радиосигнал не
доходит, или трансляция этого сигнала стоит настолько дорого, что она
экономически не оправдана. Интернет в данном случае важен прежде всего
как средство коммуникации со слушателями, которые находятся вне зоны
приема радиостанции. Некоторые станции могут определить это себе как
главную цель и работать над тем, чтобы дать возможность этой аудитории
приобщиться к эфирному продукту. Во-вторых, Интернет позволяет создать
виртуальный клуб поклонников радиостанции, дает возможность общаться и
обсуждать музыкальные и околомузыкальные темы. В-третьих, любая
радиостанция, в том числе и музыкальная, сообщает большой объем
информации, и Интернет позволяет эту информацию делать, с одной стороны,
визуальной, с другой - более доступной.
Возможность использования радиовещания в Интернете появилась не
так давно. «Программное обеспечение радиовещания в Интернете в реальном
масштабе времени стало внедряться в середине 90-х, и сейчас в мире
насчитывается более 15 млн. пользователей Web-радио»[3].
Как и в ситуации с другими видами сетевых СМИ, проследить
первопроходцев и уверенно их назвать достаточно сложно. Но ясно одно – в
России это произошло в столице в 1996 году. В большинстве источников
указана радиостанция «Европа Плюс», которая организовала трансляцию
программы А. Троицкого «Достоевский FM» через Интернет одновременно с
обычным эфиром. Но представители станции «Серебряный дождь» настаивают,
что впервые в рунете появились именно они. В принципе, это не столь
важно. Главный вывод, который из этих фактов можно сделать, заключается в
том, что столичные российские радиовещатели начали осваивать
пространство и-нета не с азов, а сразу с применением последних
мультимедийных достижений, в частности Медиа-проигрывателя. Кстати, это в
очередной раз подтверждает мнение, что российское радиовещание в
последнее десятилетие XX века развивалось крайне интенсивно. На данном
этапе (2003 год) радио в Интернете проявляет себя в большом многообразии
форм. Систематизация формальных и содержательных сторон радиосайтов,
попытка построения их типологии не только поможет проанализировать
настоящую ситуацию, но и спрогнозировать дальнейшее развитие этого вида
сетевых СМИ.
При разработке типологии сайтов радиостанций вполне подходящим
является метод, применимый для печатных СМИ. Т. е. типоформирующие
признаки любого сайта остаются прежними: учредитель, цель и аудитория.
Уделяя внимание такому типоформирующему признаку, как
«учредитель», в случае с сайтами радиостанций любопытно отметить
следующую закономерность: учреждают сайты, в основном, владельцы
радиостанций, иногда сами работники и частные лица. Даже если радио
является государственным или муниципальным, то «издателем» сайта
становится сама станция. Если определять тип сайта, исходя из категории
«учредитель», то в этом случае необходимо обратить внимание на термины,
получившие распространение в net-среде: «официальный» и «неофициальный»
сайт. Под «официальным» сайтом подразумевается сетевое СМИ, учрежденное
руководством станции или коллективом, и редактор которого обычно
находится в непосредственном подчинении у директора станции. Другой
случай – учредителем и создателем сайта является частное лицо, поклонник
или постоянный слушатель радиостанции. Определение «неофициальный»
вовсе не означает, что руководство станции не приветствует данную
инициативу и препятствует ей. Отнюдь, часто получается так, что редактор
официального сайта осуществляет информационную поддержку неофициального
«дубликата».
Типология по признаку «аудитория» достаточно сложна в данный
момент. Во-первых, из-за малой изученности аудитории самого рунета, а
во-вторых, из-за частичного совпадения аудитории офф-лайнового СМИ и его
сайта. Потому пока можно говорить, что их аудитории совпадают.
Цели сетевого издания могут быть различными. Это реклама и
промоушн, информирование и просвещение аудитории, пропаганда
определенных идей, образа жизни, развлечение. По этому признаку можно
выделить три основных типа сайтов радиостанций:
- электронная визитка
- электронный фэн-зин
- информационно-развлекательный сайт.
Сайт - электронная визитка преследует основную цель – рекламу
офф-лайновой станции в информационном пространстве интернета. Причем эта
реклама имеет двоякую нацеленность – с одной стороны, информирование
потенциальной аудитории станции о своем наличии, формате и частоте, с
другой, информирование потенциальных рекламодателей, которые посещают
всемирную паутину. Такие сайты, в основном, не имеют разделов, рубрик,
ссылок и в чем-то напоминают рекламный буклет или попросту визитку.
Максимальный объем такого сайта – 2-3 странички, где можно встретить чат
или гостевую книгу, прайс-лист, сетку вещания и описание сотрудников
станции. В принципе, сайты-визитки создаются из соображений престижа. На
сегодняшний день их становится все меньше: услуги веб-студий остаются
недорогими, аудитория и-нета растет, и конкуренция ожесточается. В
данный момент такие сайты имеют, в основном, провинциальные
радиостанции.
Электронный фэн-зин (fan-zine, от англ. "fan” – поклонник и
"magazine” – журнал; в западной культуре фэн-зин – журнал, создаваемый
специально для поклонников какой-либо поп-группы или исполнителя, иногда
самими фанатами, а поскольку в большинстве случаев коммерческие станции
являются сферой шоу-бизнеса, то термин и само явление вполне применимы)
ставит своей главной целью пиар и промоушн станции в среде интернета.
На сайтах такого типа достаточно богатая рубрикация: новости станции,
новости музыки (соответствующей формату), эфирные персоналии, история
станции, странички отдельных программ, гостевая, форум, чат, хит-парад
(иногда с возможностью «скачать» любимые песни), рекламные расценки,
сетка вещания и тому подобное. Основной принцип таких сайтов – «ничего,
кроме нашего радио и нашего формата». Все должно служить цели создания
определенного (естественно, положительного) имиджа станции и создания
коммуникативной среды для целевой и потенциальной аудитории офф-лайновых
слушателей.
В то же время такой тип сайтов чаще всего встречается среди
неофициальных. Здесь цель несколько иная – организация своеобразного
виртуального клуба по интересам, удовлетворение потребности в
коммуникации с единомышленниками. В данном случае по дизайну и
содержанию неофициальные электронные фэн-зины радиостанций очень схожи с
сайтами различных фан-клубов. Стоит обратить внимание на одну
интересную деталь: иногда в интернете можно встретить несколько
неофициальных фэн-зинов, созданных одним человеком, «сетевым жителем».
То есть происходит своеобразная экстраполяция социальной личности в
сетевое пространство. К примеру, юзер является заядлым футбольным
болельщиком, читает фэнтези, учится в университете и предпочитает
определенную радиостанцию. В результате в Интернете он создает 4
неофициальных фэн-зина, которые прилежно обновляет по мере своих сил и
возможностей (кстати, с одним из таких «сетевых жителей» знаком лично, и
пример не придуман).
Информационно-развлекательный сайт – тип достаточно сложный и
неоднозначный. Цель его не столько пиар и промоушн, сколько
информирование и развлечение слушателей. Рубрики и разделы таких сайтов
многочисленны, и их можно разделить на группы.
p>1. Новости
- эфирная и внеэфирная деятельность станции
- музыка и шоу-бизнес, культура, искусство, спорт
- общественно-политическая информация
- погода
2. Программная информация
- радио-персоналии
- галерея
- странички программ (звуковые архивы и текстовые версии)
- сетка вещания
3. Реклама и промоушн
- презентация станции
- прайс-лист
- клиентская база
- игры и конкурсы
4. Интерактивное пространство
- чат
- форум
- гостевая
- эфирный пейджер
- доска объявлений
- голосование и опросы
5. Мультимедийные услуги
- веб-камера
- медиа-проигрыватель (прямой эфир в сети)
- звуковые архивы
- справочная информация
- коллекция ссылок
На сайтах данного типа развита система гиперссылок, может
присутствовать поисковая система для архива. И здесь уже видно, что
информационно-развлекательный сайт радиостанции уже выходит за рамки
офф-лайновой деятельности самой станции, он уже нечто большее, чем радио
и наше обычное представление о сайте радиостанции.
Отдельный и крайне интересный случай – сайты радиостанций,
аналогов которым в офф-лайне не существует. Они осуществляют вещание
исключительно в сети. Причем в некоторых случаях на одном таком сайте
могут быть прямые эфиры сразу нескольких программ различного формата, и в
зависимости от выбранной программы может меняться содержание рубрик и
информационное наполнение сайта (главной страницы). Здесь и возникает
проблема в типологии радиосайтов, а вместе с ней множество вопросов. Вот
только некоторые из них. К какому признаку относить наличие на сайте
прямого эфира станции и вообще звуковой или визуальной информации
(например, архивы программ или веб-камеры)? Это всего лишь рубрики или
нечто большее? Какая категория определяет отличие сайтов радиостанций,
вещающих в офф-лайне, от станций, вещающих только в сети? В последнем
случае мне кажется необходимым введение такой категории, как
«пространство информационной деятельности».
А поскольку эти вопросы не риторические, можно надеяться, что
вскоре на них последуют основательные ответы. Так что исследования,
можно сказать, только начинаются.
|