Сетевой фэн-зин (fan-zine, от англ. «fan» - поклонник и «magazine» -
журнал, в западной культуре фэн-зин - журнал, создаваемый специально для
поклонников какой-либо поп-группы или исполнителя, иногда самими
фанатами, а поскольку в большинстве случаев коммерческие станции
являются сферой шоу-бизнеса, то термин и само явление вполне применимы)
тоже ставит своей главной целью пиар и промоушн станции в среде
интернета. Но задачи и функции расширяются: информирование аудитории (о
жизни станции, о тех сферах жизни, которые соответствуют интересам
прежде всего потенциальной аудитории оффлайновой станции и ее формату),
развлечение, организация интерактивной коммуникации "слушатель-радио",
"слушатель-слушатель", в основном, на основе интересов, близких формату и
имиджу станции.
Соответственно, на сайтах такого типа достаточно богатая
рубрикация: новости станции, новости музыки (соответствующей формату),
эфирные персоналии, история станции, странички отдельных программ,
гостевая, форум, чат, хит-парад (иногда с возможностью «скачать» любимые
песни), рекламные расценки, сетка вещания и тому подобное. Многие из
этих рубрик требуют периодического обновления, информационного
наполнения, поэтому у фэн-зинов, в отличие от электронных визиток,
обязательно есть хотя бы редактор (он же администратор и верстальщик).
Авторами материалов и новостей зачастую выступает опять-таки редактор, а
также сотрудники радиостанции. Иногда отдельные тексты заказывают
журналистам из печатных изданий или копирайтерам из рекламных агентств.
Также на таких сайтах возможна ретрансляция прямого эфира.
Основ-ной принцип таких сайтов - «ничего, кроме нашего радио и нашего
формата». Все должно служить цели создания определенного (естественно,
положительного) имиджа станции и создания коммуникативной среды в рунете
для целевой и потенциальной аудитории оффлайновых слушателей.
Сайтов данного типа - большинство в интернете. Среди самых ярких -
сайты таких крупных российских станций, как «Максимум»
(www.maximum.ru), «Наше радио» (www.nashe.ru), , «Русское радио»
(www.rusradio.ru), "Европа Плюс" (www.europaplus.ru) и т. д. Помимо
обязательных разделов и рубрик на некоторых сайтах можно найти
интересные решения и находки. Например, на сайте «Европы плюс» работает
необычный раздел «Дарилка», где посетители могут обменяться различными
нужными или ненужными вещами (от старой печатной машинки до модема или
принтера)бескорыстно. В последнее время наблюдается тенденция к
активному вовлечению посетителей сайтов в эфирную жизнь станции:
проводятся различные конкурсы и викторины исключительно для посетителей
сервера, или же гости форумов и гостевых имеют равные права с
дозвонившимися или отправившими сообщения на студийный пейджер на
озвучивание их высказывания в эфире.
Кстати, такой тип сайтов встречается и среди неофициальных. Здесь
цель несколько иная - организация своеобразного сетевого клуба по
интересам, удовлетворение потребности в коммуникации с
единомышленни-ками. В данном случае по дизайну и содержанию
неофициальные электронные фэн-зины радиостанций очень схожи с сайтами
различных фан-клубов. Стоит обратить внимание на одну интересную деталь:
иногда в интернете можно встретить несколько неофициальных фэн-зинов,
созданных одним человеком, «сетевым жителем». То есть происходит
своеобразная экстраполяция социальной личности в сетевое пространство. К
примеру, юзер является заядлым футбольным болельщиком, читает фэнтези,
учится в университете и предпочитает определенную радиостанцию. В
результате в Интернете он создает 4 неофициальных фэн-зина, которые
прилежно обновляет по мере своих сил и возможностей.
Информационно-развлекательный сайт - тип достаточно сложный и
неоднозначный. Основная цель сайтов данного типа - также пиар и
промоушн, но иногда некоторые задачи (информирование и развлечение
слушателей) начинают доминировать и определение цели усложняется.
Рубрики и разделы информационно-развлекательных сайтов многочисленны, и
их можно разделить на группы.
1. Новости
- эфирная и внеэфирная деятельность станции
- музыка и шоу-бизнес, культура, искусство, спорт
- общественно-политическая информация
- погода
2. Программная информация
- радио-персоналии
- галерея
- странички программ (звуковые архивы и текстовые версии)
- сетка вещания
3. Реклама и промоушн
- презентация станции
- прайс-лист
- клиентская база
- игры и конкурсы
4. Интерактивное пространство
- чат
- форум
- гостевая
- эфирный пейджер
- доска объявлений
- голосование и опросы
5. Мультимедийные услуги
- веб-камера
- медиа-проигрыватель (прямой эфир в сети)
- звуковые архивы
- справочная информация
- коллекция ссылок
На сайтах данного типа развита система гиперссылок, может
присутст-вовать поисковая система для архива. Замечу, что создание
информационно-развлекательных версионных сайтов – прерогатива, в
основном, общественно-политических или новостных радиостанций, потому
как их главная задача и цель – оперативно и качественно утолять
"информационный голод" своей потенциальной аудитории, как в оффлайне,
так и в сети. Таким образом, их версии в интернете превращаются не
просто в сетевой промо-придаток, а в отдельное сетевое СМИ,
ориентированное на определенную аудиторию, иногда отличную от
оффлайновой.
В качестве яркого примера такого сервера можно назвать
официальный сайт радиокомпании "Маяк" www.radiomayak.ru, созданный в
1998 году. Учредителем его является сама радиокомпания, а редакцией
этого сайта стал интернет-отдел, внедренный в структуру редакции самой
радиокомпании. Основные разделы сайта: Политика, Экономика, Общество,
Культура, Спорт, Музыка. Помимо прямого эфира "Маяка" на сервере
размещены звуковые архивы наиболее популярных программ. Музыкальные
передачи собираются на сайте в виде звуковых файлов, снабженных
комментариями и иллюстрациями. Стоит заметить, что коллектив редакции
сайта к делу подходит профессионально - создание текстовых версий
новостей не сводится к простой расшифровке аудиозаписей. Материалы для
сетевой версии "Маяка" серьезно редактируются с учетом особенностей
интернет-читателей.
Не отстает по качеству и степени информационной наполненности
сайт радиостанции "Эхо Москвы" (www.echo.msk.ru). Новостная лента на
главной странице оперативно обновляется вместе с выпусками новостей в
эфире. В разделе Программы можно найти текстовые версии большинства
передач "Эха", а также архивы стенограмм всех интервью. А популярная
программа "Рикошет" уже давно проводит параллельные опросы по актуальным
проблемам, как с помощью телефонной связи, так и на сайте, причем
результаты таких рикошет-опросов не суммируют, а называют отдельно друг
от друга - иногда получается, что мнение посетителей сайта радиостанции
"Эхо Москвы" может отличаться от мнения ее оффлайновых слушателей, что,
кстати, еще раз подтверждает предположение о несовпадении аудиторий СМИ и
его сетевой версии.
Нельзя обойти вниманием и веб-сайт радиокомпании "Голос России"
(www.vor.ru). С помощью сети Интернет "Голос России" распространяет
информацию о вещании на 33 языках, знакомит пользователей с актуальными
комментариями на темы российских и международных событий, осуществляет
"интернетовское" сопровождение ведущих live-передач (раздел "Vis-a-vis с
миром"). На сайте можно встретить сетевую адаптацию (в текстовом виде)
серии программ для иностранцев, изучающих русский язык. Передачи "Голоса
России" звучат во Всемирной компьютерной сети в режиме Real Audio на
русском и английском языках. Как признаются сотрудники редакции сайта,
"работа "Голоса России" в сети Интернет позволяет решить одну из
насущнейших задач по продвижению русской культуры в мировое сообщество"
(А.Оганесян, РГТРК Голос России, Москва). В связи с этим "Голос России"
предлагает превратить свой сервер в своеобразный путь в мир русской
культуры. На нем будут размещены ссылки на сайты, знакомящие
пользователей с российской историей и культурой.
И здесь уже видно, что информационно-развлекательный сайт
радио-станции выходит за рамки ее оффлайновой деятельности: он уже нечто
большее, чем просто версия СМИ в сети. Можно сказать, что
информацион-но-развлекательный сайт радиостанции - это промежуточный тип
интернет-СМИ между версионным сетевым радио и собственно сетевым, к
анализу которого мы и перейдем.
Наверное, показательно, что первое действительно сетевое радио в
России было организовано частью творческого коллектива обычной столичной
коммерческой станции, которая считалась одной из самых прогрессивных в
своей среде. Но именно давление капитала и коммерческие препоны
заставили часть сотрудников уйти из оффлайна и создать в Рунете, так
сказать, «радио своей мечты». Вот что можно прочитать на сайте
www.101.ru в разделе «О проекте»: «Интернет Радио (The Internet Radio) -
это официально зарегистрированное средство массовой информации и
торговая марка, которая принадлежит российской компании "Интернет 101".
"Интернет 101" - творческий наследник "Радио 101" (101.2 FM), одной из
трех московских радиостанций, которые стояли у истоков коммерческого
музыкального радиовещания в России в начале 90-х…
В мае 2000 года, после смены формата и названия "Радио 101",
часть сотрудников станции приняли решение сохранить проект, а точнее,
его общую концепцию, философию и музыкальный формат. Таким образом,
"Радио 101" возобновило вещание, но в этот раз только в Интернете…
Летом 2000 года была зарегистрирована торговая марка, а также получено
первое в России свидетельство о регистрации интернет-радиостанции.
Компания "Интернет 101" первой подписала контракт с РОМС
(подраз-делением Российского авторского общества), легализовавшим право
использования в "интернет-эфире" музыкальных произведений.
3 октября 2000 года, непосредственно на выставке
Интернетком-2000, "Интернет Радио" перешло от полностью
автоматизированного вещания к живому эфиру.
Сейчас "Интернет Радио" представляет из себя
музыкально-развлекательный портал, который состоит из двух радиостанций,
вещающих круглосуточно. Во-первых, это собственно "Рок Радио 101".
Во-вторых, это канал "Русские Песни" - 24-часовая программа, в основном
ориентированная на русскоязычную аудиторию за рубежом».
Добавлю только, что совсем недавно на этом сайте появились
радиока-налы «Dance 101» (танцевальная музыка) и «Диско 80-х». Таким
образом, на сетевом «Интернет радио» в реальном времени вещает сразу
четыре канала с различным форматом и программным наполнением,
объединенных одной торговой маркой, одной редакцией и одним URL-адресом -
www.101.ru. Если попытаться выявить типоформирующие признаки данного
сетевого СМИ, то учредителем, как мы уже знаем, является частная
компания «Интернет 101». Потому можно сказать, что «Интернет радио» -
это частное СМИ. Цели и задачи - развлечение и информирование
пользователей, выпуск в эфир новых исполнителей. А вот аудитория может
оказаться бесконечно разнообразной по социо-демографическим признакам,
потому как форматы трех каналов обращены к разным целевым группам.
Что представляет собою «Интернет радио»? На главной странице
расположены кнопки-ссылки на четыре музыкальных канала вещания, причем
можно выбрать не только канал, но и его битрейт (скорость передачи
информации), а также формат звуковой программы для прослушивания (в
зависимости от мощности и особенностей вашего компьютера). При этом под
каждой ссылкой пользователь может видеть ту композицию, которая сейчас в
эфире, и ту, которая за ней последует. Также на главной странице
расположены рубрики «Музыкальные новости» (всех направлений), «Новости
101.ru» (архивы программ «Интернет-радио»), «Путевка в жизнь» (в этой
рубрике представлены композиции начинающих музыкантов, которые можно
прослушать и оценить). Но помимо рубрик на главной странице есть ссылки
на следующие разделы: «Каналы» (подробное описание каждого канала
вещания и ссылка), «Музыка» (в этом разделе также есть новости, но
помимо этого здесь присутствуют ссылки на авторские программы сетевого
«Интернет радио»), «Фото и Видео» (фотогалерея сетевого радио, архивные
видеоматериалы с концертов известных исполнителей), «Общайся» (гостевая,
форум, чат), «О проекте». На главной странице есть поисковая система по
сайту.
Таким образом, «Интернет радио» является частным музыкальным информационно-развлекательным многоканальным сетевым радио.
Следующий сайт, который попал в поле нашего зрения и о котором я
уже упоминал - www.specialradio.ru. «Специальное радио» было создано 1
декабря 2001 года. Первый эфир в формате «МПЗ (эм-пэ-три) Шуткаст»
прошел 1 января 2002 года. 1 июля 2002 года количество кнопок (а
соответственно, и каналов вещания) увеличилось до пяти (1 - основной
эфир, 2 - городской романс, 3 - русский рок и поп, 4 - французская
музыка, 5 - металлическая музыка). 5 ноября 2002 года - «Специальное
радио» получило лицензию Минпечати, а к началу 2004 года кнопок на
главной странице уже было 13. Предлагаю познакомиться с выдержками из
презентационного материала сайта, который можно найти в разделе «О
радио»: «Сегодня Специальное радио - крупнейшее в стране интернет-радио,
с таким многообразием музыкального материала, которое просто не снилось
ни одной эфирной радиостанции. Это первое в России радио, где круглые
сутки можно слушать хард-энд-хэви, французскую музыку, World music,
транс и техно. Особо стоит сказать про то, что вторая и третья кнопки в
купе представляют собой все многообразие русскоязычной музыки, созданной
в этой стране на протяжении последних ста лет… Специальное радио - это
первое в стране некоммерческое музыкальное радио. Мы уверены, что этот
прецедент послужит хорошим началом для создания на государственном
уровне подобных музыкальных общественных СМИ, оставив коммерческую
музыку на откуп уже существующих радиостанций и медиа-империй…
На сегодняшний день слушать его приходят порядка 2,5 тысяч
человек в день. Много это или мало? В мае это было 50 человек в день.
...
Специальное радио - это радио, где отвергается идея деления музыки на
стили. Это принципиальная позиция, но доказывать ее или обосновывать мы
сейчас не будем. Отметим лишь, что несмотря на всю критику в адрес
редакции, мы убеждены, что этот формат - формат будущего.
Также принципиальная позиция Специального радио - абсолютное
отсутствие рекламы в музыкальном эфире. В своем эфире мы рекламируем
только музыку, которая у нас звучит… Посему в эфире мы говорим только на
языке музыки (за исключением джинглов)».
Конечно, несколько пафосно, но, думаю, из вышесказанного понятна аудитория, учредитель и цель данного сетевого СМИ.
|