Возможность использования радиовещания в Интернете появилась не так
давно. Программное обеспечение радиовещания в Интернете в реальном
масштабе времени стало внедряться в середине 90-х, и сейчас в Мире
насчитывается более 15 млн. пользователей Web-радио. Как и в ситуации с
другими видами сетевых СМИ, проследить первопроходцев и уверенно их
назвать достаточно сложно. Но ясно одно - в России это произошло в
Москве в 1996 году. В большинстве источников в качестве первой
отмечается радиостанция «Европа Плюс», которая организовала трансляцию
программы А.Троицкого «Достоевский FM» через Интернет одновременно с
обычным эфиром. Однако представители станции «Серебряный дождь»
настаивают, что впервые в Рунете появились именно они. В принципе, это
не столь важно. Главный вывод, который из этих фактов вывести,
заключается в том, что столичные российские радиовещатели начали
осваивать пространство Рунета не с азов, а с применением последних
мировых мультимедийных достижений, в частности, медиа-проигрывателя и
медиа-броадкастера. И на данном этапе (2004 год) радио в Рунете
проявляет себя в большом многообразии форм, требующем основательного
изучения и научного анализа.
Однако до сих пор в большинстве своем исследователи масс-медиа в
Интернете акцентируют внимание на сетевых газетах и журналах (иногда
называя их «сетевыми СМИ»), удостаивая web-радио лишь беглого упоминания
с формальным описанием, либо объединяя его с телевизионными сайтами в
некое дополнительное средство промоушна или рекламы. Противоречивость и
неопределенность в понимании интернет-радио наблюдается и среди самих
журналистов и деятелей сети. Вот, например, одно из высказываний
известного деятеля Рунета Антона Носика: «То, что мы видим сейчас, к
радиовещанию в Интернете не имеет никакого отношения. Это просто
выкладывание в Интернет радиостанциями своих визитных карточек. Если
радиостанция, которая имеет аудиторию 460 тысяч человек в Москве,
получает через Интернет дополнительно 25 слушателей – то здесь вообще не
о чем говорить. То, что мы видим сегодня в России, это процесс
накопления опыта, ценного и, безусловно, важного. Но это не есть
радиовещание».
Может, в чем-то вышеприведенное высказывание утрирует реальное
положение дел, но пока Интернет (по крайней мере, в России)
действительно трудно назвать популярным или массовым СМИ. С другой
стороны, версии радиостанций в Интернете ещё не являются конкурентами
обычному радио (оговорюсь: только в количественном плане аудитории, ибо в
принципе они не являются сегодня прямыми конкурентами). Но, пожалуй,
присоединюсь к заключительной мысли А.Носика: «Это не есть
радиовещание», правда, позволю себе преподнести ее в несколько ином
аспекте: радио в электронных сетях и не может быть радиовещанием в
привычном для всех понимании. Да, обычное радио послужило своеобразной
«матрицей» в процессе создания, формирования и развития сетевого радио.
Но интернет, в отличие от оффлайна, - совершенно иная «сфера обитания»,
где требования к подаче информации (в том числе и к ее формам) тоже
иные. Где, чтобы выжить и быть востребованным целевой аудиторией,
необходимо не просто претерпеть мимикрию, а пережить серьезные мутации
(кстати, это относится и к другим видам СМИ, которые попытались
перенести в сеть).
Таким образом, привычная нам "матрица" радиовещания, попав в
интернет, приобрела совершенно новые признаки, обросла дополнительными
формами и способами подачи информации. А, как известно, мутации могут
привести или к появлению нового вида (будем считать, что в виртуальном
мире эти процессы проходят несравненно быстрее, чем в реальном) или к
гибели появившегося организма. Кто знает: может, сетевое радио в скором
времени исчезнет, уступив место некоему информационному гибриду
(интегрированное сетевое СМИ) из признаков всех видов СМИ. Но пока оно
существует, и есть все основания говорить о том, что радио в Интернет –
новый вид СМИ, отличный от "обычного" радио (назовем его "радио -
оффлайн"), основным отличием которого от других видов сетевых масс-медиа
является приоритетность звуковой информации.
Мало того, при детальном изучении можно увидеть, что и
непосредственно в самом интернете радио-сайты отличаются друг от друга.
Одни сайты являются версиями оффлайновых радиостанций, их «сетевыми
двойниками», а другие – существуют исключительно в сети, и приобретают
новые и дополнительные свойства и признаки, которых просто не может быть
у «двойников». К примеру, в рунете можно найти интересный случай –
«Специальное радио», www.specialradio.ru. Аналогов ему в оффлайне не
существует, да и не может быть, потому как на сайте в режиме реального
времени работает сразу двадцать(!) станций, то есть, на главной странице
сайта расположено двадцать ссылок (так называемых "кнопок"), кликнув на
которые посетитель приступает к прослушиванию совершенно разных по
формату (контенту) каналов (зарубежный хард-рок, этника, городской
шансон, русская музыка, классика и т. д.) «Специального радио».
Стоит обратить внимание на существенную особенность сетевого
радио, ведь поначалу может показаться, что процесс переключения на
различные эфиры чем-то напоминает обычный приемник: однако, подключаясь к
различным каналам вещания, например, данного радиосайта, пользователь
продолжает оставаться слушателем «Специального радио». К примеру, один
пользователь, слушающий на «Специальном радио» ноктюрны Шопена, сидит в
интернет-кафе рядом с другим пользователем, который в этот же момент на
том же «Специальном радио» слушает песню Владимира Высоцкого. Возможно
ли такое в оффлайне? Нет: это не аналог приемника, где, казалось бы,
тоже много «кнопок» на каждой отдельной волне, но, во-первых, эти
«кнопки» соответствуют различным станциям-вещателям с различными
типологическими характеристиками. А во-вторых, приемник – это
принимающее устройство, являющееся каналом распространения исключительно
радиовещательного сигнала. Об Интернете такого сказать нельзя, хотя
модем в совокупности с системным блоком компьютера можно назвать
принимающим устройством. Но исключительности в приеме здесь нет - в
Интернете можно слушать радио и читать сетевую газету, смотреть
видео-сюжет одномоментно, в режиме реального времени.
Но чтобы до конца понять разницу между версионным сетевым СМИ и
собственно сетевым, необходимо введение в методологию такой категории,
как "информационное пространство" (в котором функционирует данное СМИ)
для более четкого определения вида СМИ. Ясно, что термин «информационное
пространство» не имеет ничего общего с понятиями квантовой физики и
теории относительности. В данном случае можно выделить два пространства
информационной деятельности СМИ (две медиа-среды):
• виртуальная реальность: всемирная сеть Интернет (или онлайн)
• объективная реальность (или оффлайн).
Выявив отношение рассматриваемого СМИ к информационному
пространству, можно четко определить его вид, а уж затем приступать к
рассуждениям о типологии. Таким образом, в частности, радио,
функционирующее в сети оффлайне, можно назвать "сетевым". Радио,
информационное пространство которого – оффлайн, остается тем самым
"обычным радио", к которому мы привыкли.
|