В историческом контексте вообще развитие музыки неотделимо от
деятельного развития чувственных способностей человека — ход слухового
освоения человеком музыкального материала в изменяющихся культурных
условиях составляет наиболее фундаментальный уровень истории музыки. В
рамках первобытного синкретического искусства, содержавшего также
зачатки танца и поэзии, музыка была лишена многих качеств, ставших
доминирующими позднее. В раннестадиальном фольклоре различных народов
музыкальный звук неустойчив по высоте, неотрывен от речевой артикуляции.
Мелодия зачастую представляет собой совокупность глиссандирующих
подъёмов и спадов (экмелика), объединяющих контрастные высотные зоны в
ритмическом порядке, зависящем от ритмики словесного текста и танца.
Однако этот первичный звуковысотный контраст уже наделён эмоциональной
выразительностью благодаря изначальной связи музыкального интонирования с
психофизиологическими состояниями людей, со словом, пластическим
движением; благодаря включённости музицирования в быт, в трудовые
процессы, в ритуалы (народная музыка). Постоянство этих связей,
формирующее первичные музыкальные жанры, приводит к стабилизации высот
(и, как следствие, к их закреплению в определённом строе).
Тем самым, в общественном музыкальном сознании высота звука
отделяется от тембра голоса и речевой артикуляции; появляется категория
лада. Возникают звукоряды и основанные на них мелодии. Звуковысотность,
зафиксированная в музыкальном строе, предполагает развитие слуховых
навыков (музыкальный слух), особой музыкальной памяти, удерживающей
положение звука в высотном диапазоне, относительно других звуков.
Обретая точную высоту, интонация становится способной воплотить более
широкий и дифференцированный образный смысл. Он, с одной стороны,
выступает как сохранившийся в интонационных формулах след их прошлого
значения, связанного с контекстом музицирования, с первичным жанром; с
другой стороны — продолжается процесс «вбирания» смысла в интонацию
«извне», из образующихся новых связей музыки и слова, музицирования и
его социокультурного контекста.
В профессиональном творчестве зрелых музыкальных культур
сохраняется воздействие на интонацию танцевального движения, обрядовых
ситуаций, специфических действий других видов искусства. В то же время
музыка в ряде жанровых направлений постепенно освобождается от
непосредственной зависимости от слова, бытового или ритуального
контекста.
Интонационные элементы и законы их организации (гармония,
музыкальная форма) обретают логическую самостоятельность и собственную
историческую жизнь, хотя тем не менее в символически-ассоциативной форме
сохраняют многозначную связь со словом и социальным контекстом.
Появляется автономный музыкальный язык, способный выразить одновременно и
конкретность переживания, и обобщённость мысли. Специфика музыки
Специфика музыки как особой эстетической ценности раскрывается в
соотношении прикладных и художественных целей творчества.
Формирование первичных жанров связано с выполнением музыкой
прикладных задач (прикладная музыка), которые подразумевали
использование канонизированных выразительных средств. Ценность музыки в
этих условиях зависела от типичности её формы, от близости к нормативным
образцам. Формирование автономного музыкального языка и особой сферы
распространения музыки, не равнозначной ни быту, ни церемониалу, ни
культу, привели к осознанию новой цели: оригинального воплощения
индивидуальной авторской мысли (композиция). В этих условиях ценность
музыки состоит в неповторимой структуре музыкального произведения и
одновременно во внутренней смысловой оправданности избранных
композитором средств. Снижение художественного качества в автономной
музыке может являться результатом либо стандартности авторского мышления
(к примеру, салонная музыка), либо самодовлеющей ориентации на
использование оригинальных эффектов, противоречащей внутренней цельности
произведения.
Особый аспект специфики музыкального искусства — соотношение его
временной природы (любое музыкальное явление существует как необратимая
последовательность интонаций и интонационных комплексов) и
художественно-смысловой целостности. Первичный тип целостности в музыке
представлен импровизацией — процессом музицирования, не имеющим
функционально различимых средств для обозначения начала и конца пьесы.
Впечатление целостности в этом случае создаётся благодаря тому, что
элементы, составляющие импровизацию, интонационно родственны друг другу,
будучи вариантами исходной мелодической, ритмической, гармонической
модели. Близка импровизации вариационная форма, в которой, однако,
различаются функции начала и конца (тема и её вариации, иногда
завершаемые возвращением темы).
Наиболее сложный тип музыкальной целостности представлен
завершёнными музыкальными формами, в которых функции начала, развития и
завершения выражены специальными музыкальными средствами (например,
экспозиция, разработка, реприза в сонатной форме. В этих формах
звуковременной процесс членится на фазы, связанные друг с другом по типу
причин и следствий. Восприятие таких форм предполагает активность
слушательского внимания, способного сравнивать, сопоставлять, удерживать
в памяти прошлое и настоящее, предвосхищать будущее развитие
музыкальной мысли. В завершённых формах время звучания обретает
специфическую пространственность: способность «застывать» в логике
соотношения частей музыкального целого. Так возникает диалектика
«формы-процесса» и «окристаллизованной формы». Завершённость
музыкального произведения, в свою очередь, оборачивается
процессуальностью в исполнительской интерпретации, которая оставляет в
памяти слушателя завершённый образ произведения. Он снова развёртывается
в процесс при знакомстве с другими исполнениями, трактовками, с
различным осмыслением данного произведения в критике.
О музыкальном искусстве говорят как о «наиболее чувственном среди
искусств». Поэзию или живопись, к примеру, невозможно воспринимать на
уровне физиологических реакций, музыка может не только восприниматься,
но и воспроизводиться без включения интеллекта, и горизонт такого
слушания и музицирования достаточно широк (медитативная практика
отключения рационального мышления посредством определённых напевов,
танцы в дискотеке, пение больных с нарушениями речи и расстройством
логического аппарата). Нейрофизиологическое воздействие музыки издавна
использовалось в медицине.
|