«Зажатость речевого аппарата» - самая популярная
фраза, которую мне приходится писать при анализе демо - записей. С
удивлением осознала, что на сайте почти нет никакой методики, по которой
можно было бы заниматься и изменить ситуацию к лучшему. В общем,
сегодня делюсь самой эффективной гимнастикой для речевых мышц, и да
заструится голос у жаждущего работать на радио)
Комплекс
Делать упражнения по методу Тыка в технике речи
противопоказано. Выполнять сегодня упражнение № 5 и №7 ,а завтра 9,10,11
нельзя, обязательно нужен комплексный подход!
Не ленитесь и подготовьте себя морально к тому, что в ближайшие 20 минут вы будете делать:
- Гимнастику для жевательно – артикуляторных мышц
- Гимнастику для мимко-артикуляторных мышц
- Гимнастику для губ и щек
Жевательно –артикуляторные мышцы
Будем избавляться от сквозьзубости. Упражнения повторяем по 6 – 7 раз.
- Опускаем и поднимаем нижнюю челюсть. Вначале свободно, затем с сопротивлением: упор в кулак, подставленный под подбородок.
- Упираемся кулаком в нижнюю челюсть и поём любую песню с
сопротивлением. Через 2 минуты вы почувствуете, что у вас на лице,
оказывается, есть челюсть) Кстати, даже самое обычное пение прекрасно
избавляет от зажатости)
- Двигаем нижнюю челюсть вперед и возвращаем в исходное положение. Губы сомкнуты.
- Двигаем нижнюю челюсть вперед, теперь уже губы разомкнуты, а язык
подталкивает нижнюю челюсть. Сложность заключается в том, что всё это
еще необходимо сочетать с дыхательной гимнастикой: При движении челюсти
вперед вдох берем через нос, на обратном пути произносим С или З.
- Теперь попроще) Зажимаем в зубах карандаш за самый кончик и двигаем его вверх-вниз.
- Кстати, попутно хочу отметить, что если говорить в эфире, например,
после сладкого чая вам мешает обильное слюноотделение, необходимо просто
запрокинуть голову назад и сделать имитацию жевательных движений.
Мимико-артикуляторные мышцы
В этом блоке мы сфокусируем свое внимание на верхней и средней ветви лицевого нерва
- Сморщиваем лицо, затем растягиваем его в длину с максимальным раскрытием рта.
- Поднимаем и опускаем брови
- Попеременно поднимаем уголки рта
- При сжатых челюстях верхняя губа поднимается на вдох, обнажая зубы, как при активном вдыхании аромата цветка
Мышцы губ и щёк
Зажатость в первую очередь сказывается на произнесении гласных звуков.
Считается, что правильное положение рта для звука А- рот, раскрытый на 3
вертикальных пальца. На курсах я часто показываю, что при одном
положении речевого аппарата можно произнести ВСЕ гласные, но звучат они,
мягко говоря, плохо, как в демо новичков, а не профессионалов.
- Читаем любой художественный текст с утрированной артикуляцией.
- Надуваем обе щёки и перегоняем воздух, затем втягиваем щёки.
- Надуваем щёки, массируем их пальцами, далее воздух выдыхаем на звук «пффф»
- Во время следующего упражнения при вдохе из губ образуем хоботок, а на выдохе - оскал с произнесением звуков С, З, И.
- При раскрытых челюстях втягиваем губы широкой трубкой или воронкой.
- Челюсти сомкнуты. Влево – вправо движется только нижняя губа, потом
только верхняя губа. Будьте внимательны, движутся только губы, челюсть
остается в исходном положении.
- Теперь всасываем верхнюю губу под нижнюю губу с резким отрыванием ее
при открытии рта, затем всасываем нижнюю губу под верхние зубы. Не
перепутайте, в каком случае губа, а в каком зубы)
Психологический зажим
Наряду с физиологическим зажимом стоит преодолевать и
психологический. В последнее время я проходила много кастингов на ТВ и
вывела для себя формулу –главное не воспринимать все очень серьезно и в случае дрожи глубоко вздохнуть и выдохнуть через рот (губы сложены трубочкой). Это элементарно, но работает.
Еще совет из личного опыта :-). Целый год я вела авторскую программу в
записи. Поскольку звукорежиссер в студии не был мне равнодушен, каждый
раз я не могла сосредоточиться на тексте, думала, что обо мне сейчас
думает человек напротив, это очень мешало, как только я погружалась в
дело – расслаблялась, и полетность речи мгновенно появлялась.
|